www.teremok60.ru

За советом к логопеду

Зачем  логопед задаёт домашние задания? 

Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется степенью участия родителей.

Выполнение еженедельного домашнего задания  способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей  тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша  и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Что же логопед задаёт для выполнения на  дом?

Задания включают в себя следующие разделы:

  • артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

  •  задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко - слогового анализа и синтеза.
  •  серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
  •  задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребёнка стихов.
  •  задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру,  штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов.
  •  задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

На протяжении всего учебного года еженедельно в вечернее время проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации учитель – логопед  показывает  индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отмечает  его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обращает  внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подсказывает , на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

  •  Выполнение всех заданий обязательно. Время занятий (10-15мин)  должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  •  Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  •  Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.
  •  Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
  •  Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  •  Лучше домашние задания выполнять не в один приём, а разбить на части (по10-15 минут работы).
  •  Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): субботу и воскресенье в дневное время.
  •  графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и  красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
  •  Папку с индивидуальной  рабочей  тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
  •  Выполнение домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом и родителями, общей целью которых является  успешная коррекция речи ребёнка
  •  Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения и всесторонней подготовка его к обучению в  школе.